Муха. кино
05.07.2012

Скачать SD HD
Участники:

Режиссёр:
С.С. Раджамоули

Продакшн:
Сареш Продакшн
Ваараахи Чалана Читрам
Макута Графикс

Ulitka:

VFX продюсер:
Анжела Петросян
Гарри Симонян

Арт-директор:
Евгений Гиттциграт

VFX супервайзер:
Александр Скнарин

3d специалисты:
Александр Скнарин
Андрей Богомолов
Евгений Гиттциграт
Илья Востров
Станислав Ходжаев
Максим Гуреев

Композитеры:
Илья Шутов
Леонид Ермошин
Виталий Требоганов
Руслан Юмагулов
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |    

Спецэффектное индийское кино

Интервью для журнала Cinefex

Автор: Константин Мееров. Оригинал статьи.

Еще каких-то двадцать пять — тридцать лет назад индийское кино в нашей стране по популярности на равных конкурировало не только с голливудской, но даже советской кинопродукцией. Жизнерадостные фильмы с яркими музыкальными номерами и всегда хорошим концом собирали полные залы. Самой знаменитой индийской картиной в те годы был «Танцор диско», который посмотрели более 60 миллионов зрителей. Для сравнения «Аватар» — кассовый рекордсмен в новейшей истории российского проката и бывших союзных республик – оценили менее 18 миллионов кинозрителей.

Сейчас индийские фильмы практически не добираются до экранов российских кинотеатров, которые, как и в большинстве стран мира, предпочитают демонстрировать фильмы-аттракционы, производимые в промышленных масштабах голливудской фабрикой грез. И тут следует признать, что битву с Голливудом за ставшего моложе зрителя, российские и европейские кинематографисты проиграли на своих территорияхс разгромным счетом. Но это касается Европы и России, а в Индии и, например, Японии национальный кинематограф по-прежнему интересен своему зрителю больше заокеанского. Особенно это касается Индии, киноиндустрия которой производит в несколько раз больше фильмов, чем американцы и европейцы вместе взятые. Важно, что Болливуд идет в ногу со временем и выпускает фильмы в яркой упаковке с хорошим звуком и приличными визуальными эффектами, не забывая при этом о танцевальных номерах. Так что для современного индийского кино совершенно в порядке вещей в одной сцене продемонстрировать сражение героя с роботом, а в следующем эпизоде пустить его, или даже обоих, в пляс. К своим традициям индусы бережно относятся даже в эпоху веб 2.0 и засилья цифровых технологий. С последним там полный порядок, студий компьютерной графики за последние десять лет открылось изрядное количество, но время от времени и они вынуждены отдавать часть работы на сторону в другие страны из экономических и творческих соображений.

видео: vfx breakdown

Ulitka и «Муха»
Московская студия компьютерной графики Ulitka участвовала в создании свежего индийского блокбастера «Муха» (2012) с бюджетом 300 миллионов рупий (около $5,5 миллионов). «На нас вышли совершенно случайно, — рассказывает арт-директор Евгений Гитциграт. – Кто-то из индийских коллег посетил сайт студии Ulitka и посмотрел наш шоурил, в который вошли работы над персонажами к фильмам «Особо опасен» (крысы) и «Не было лучше брата» (пчелы). Им очень понравилось увиденное, и они решили приехать в Москву, чтобы познакомиться с нами, увидеть, как мы работаем и вообще убедиться в том, что Ulitka – серьезная студия». Основным VFX-подрядчиком была индийская студия Makuta, руководство которой отдало на аутсорсинг московским специалистам более 120 планов фильма. «Все сцены мы делали под ключ, — рассказывает супервайзер и руководитель отдела компьютерной графики Александр Скнарин. – Со стороны заказчика были только комментарии и административная работа по отданным нам планам». Кстати, сюжет болливудской «Мухи» слегка напоминает знаменитый голливудский фильм «Привидение» с Патриком Суэйзи.

«Насколько мне известно, — продолжает Александр Скнарин, — продюсеры даже лицензировали голливудский сценарий. В индийской картине героя также убивают, после чего он возвращается, чтобы отомстить убийце и защитить от него свою возлюбленную. Но только в болливудском варианте главный герой не привидение, а муха. Возродиться человеком у него нет времени, поскольку такая реинкарнация подразумевает взросление, а вот стать комнатной мухой быстрее и проще. Так что индусы сняли фильм с учетом собственных культурных особенностей». Художники и аниматоры студии Ulitka занимались эпизодом, в котором злодей просит мага заколдовать двух воробьев для устранения надоедливой мухи. Воробьи создавались средствами компьютерной графики. По сюжету они преследовали муху по комнате, но насекомому всякий раз удавалось выскользнуть и вынудить злой дух покинуть птиц. «Мы в основном работали с материалами съемки, — рассказывает Александр Скнарин, — но несколько планов пришлось сделать полностью в 3D. Так что создавали и анимировали не только персонажей, но и окружающую действительность. Основным нашим софтом для моделирования и анимации был программный комплекс Autodesk Maya, для текстуринга использовали Mari, визуализировали изображение в Pixar Renderman, а сборку делали в Nuke».

Перья птиц генерировались с использованием плагина Chevelure, написанного под Autodesk Maya и Pixar Renderman для генерации и рендеринга волос. Изначально этот модуль разрабатывался как внутренний инструмент студии (UlHair). C 2008 года форк проекта под именем Chevelure развивался как независимый коммерческий продукт разработчика Дмитрия Робустова. «Одной из основных причин разработки собственной системы генерации волос стала достаточно низкая производительность и отсутствие в существующих коммерческих решениях важных возможностей, упрощающих решение конкретных задач, ставившихся перед студией, — продолжает Евгений Гитциграт. — Chevelure (и её ранняя версия ulHair) применялась студией Ulitka для создания компьютерной графики в фильмах «Особо опасен», «Запрещенная реальность», «И не было лучше брата», а также в большом количестве рекламных роликов. Кроме того, сделанные в разное время форки и сам плагин Chevelure успешно использовались и продолжают применяться в проектах других студий, таких как «Волкодав? (DrPicture), «Белка и стрелка» (ЦНФ Анима), «Маша и Медведь» (Анимаккорд)».

видео: модель воробья

Помимо этого в ходе визуализации был использован шейдер собственной разработки. «Шейдер UlitkaPlastic — разработка нашей студии, — рассказывает Евгений Гитциграт. — Это большая комбинация различных нод. Он позволяет настроить любой материал, начиная от человеческой кожи и заканчивая металлом. Шейдер способен выдавать 15 каналов, плюс к этому большое количество масок. Также в комплект входит normal pass, occlusion и тени». «Кроме эпизода с птицами доставшегося нам изначально, — рассказывает Евгений Гитциграт, — мы приняли участие в работе над парой десятков планов с мухой. Эту модель нам прислали индийские коллеги, которые настроили ее под mental ray. У нас небольшая рендер-ферма, всего 20 нод, поэтому многочасовой просчет модели нам пришелся не по душе, и мы адаптировали муху под рендеринг в Renderman. Индусам очень понравился результат, поэтому они прислали нам несколько дополнительных сцен для рендера». «На визуализацию мухи в mental ray с волосами и motion blur уходило иногда до восьми часов, — дополняет Александр Скнарин, — в Renderman же один кадр с моделью считался 15-20 минут. При этом кадры отличались сложностью, потому что насекомое показывали макро планом, с дефокусом, эффектом размытия движения и с добавлением геометрической детализации (displacement mapping–прим. авт.)».

Окружающая действительность Производственная группа построила декорации квартиры эксцентричного кинозлодея. Но круговые панорамы в этих декорациях снимать было невозможно, поэтому такие планы кинематографисты также решили дорабатывать на компьютере. Например, художники студии Ulitka заменили во всех подобных кадрах потолок, поскольку в объектив попадали осветительные приборы, закрепленные над декорацией. «Модель потолка создали также в Autodesk Maya, — говорит Александр Скнарин. – Ее пришлось довольно долго утверждать, поскольку квартира главного злодея, дизайнера по профессии, художник-постановщик оформил в определенном стиле со сложным сочетанием индийской и европейской эстетики». В одной из сцен муха, преследуемая осатаневшими воробьями, летит над барной стойкой и облетает расставленные бутылки и стаканы. «Всю посуду сразу же было принято решение моделировать в 3D, — рассказывает Александр Скнарин. – На площадке оператор снял пустую барную стойку. Впоследствии режиссер захотел придать камере иное движение, поэтому пришлось обращаться к средствам компьютерной графики. Так как это был почти макро план с сильным дефокусом, нам не потребовалось моделировать сцену в 3D целиком, оказалось достаточным создать панораму из фотографий, сделанных заранее на площадке, которые и спроецировали на геометрию, воссозданных в графике элементов декораций».

О взаимодействии с индусами. Во время съемок этих эпизодов на площадке все время находился супервайзер студии Ulitka Александр Скнарин. «Никаких сложностей в плане коммуникации не возникло, — продолжает Александр Скнарин, — потому что все индийские кинематографисты, которые принимают решения, говорят по-английски. Кроме того у них большой съёмочный опыт, поскольку киноиндустрия в Индии невероятно мощная, и безупречная субординацияесли возникала необходимость что-то дополнительно отснять для эффектов, то такую возможность коллеги без проблем предоставляли. Как правило мы снимали план, после чего у меня было в среднем полчаса на съемку референс-фотографий, пробы света, проведение замеров и так далее».

До начала съемок Александр Скнарин встретился с режиссером картины и обсудил каждый съемочный план с визуальными эффектами. Эпизод, над которым работали художники Ulitka, предварительно был превизуализирован в московской студии «База», но впоследствии аниматик кардинально переделали, и съемочные кадры сильно отличаются от того, что задумывалось изначально в превизе. «Если во время съемок никаких сложностей не возникало, — делится опытом Скнарин, — то на пост-продакшен этапе мы уже столкнулись с особенностями индийского кинопроизводства. Скорее всего, индийские режиссеры – самые продуктивные постановщики в мире. У режиссера «Мухи» — С. С. Раджамули, который сейчас очень популярен в Индии, параллельно в работе находилось пять фильмов, поэтому он физически не всегда успевал, вовремя комментировать проделанную нами работу. В итоге вместо запланированных шести мы потратили на этот проект около девяти месяцев. Но в итоге заказчики остались довольны, а фильм имел большой коммерческий и зрительский успех в Индии».